ЗиС
– 101, 1937-1941г.г.
В 1932 году на
Путиловском заводе в Ленинграде была начата работа по
созданию отечественного легкового автомобиля высшего
класса под лозунгом «Даешь советский «Бьюик»!». В
дальнейшем работа была продолжена на московском ЗиСе.
Сохранив общую
конструкцию Бьюика 32-90, конструкторы ЗиСа
переосмыслили технические решения, заложенные в
прототипе, отказались от целого ряда сложных в доводке
узлов. В результате получился автомобиль, мало похожий
на Бьюик, но имеющий конструктивную преемственность с
ним.
Отечественное
машиностроение не могло обеспечить ЗиС необходимыми
штампами, кондукторами, сложной оснасткой и специальными
станками для производства кузова легкового автомобиля
высшего класса. Поэтому оборудование для штамповки
кузовов было заказано американской фирме «Бадд».
Первые образцы ЗиС-101
были изготовлены в 1936 году, а конвейерная сборка
началась в январе 1937 года. В ЗиС-101 нашли применение
множество новых для советского автомобилестроения
технических решений.
Верхнеклапанный
восьмицилиндровый рядный двигатель с термостатом в
системе охлаждения имел коленвал с противовесами,
гаситель крутильных колебаний, двухкамерный карбюратор
типа «Марвел» с подогревом отработавшими газами.
Часть двигателей
комплектовалась алюминиевым поршнем, что позволило
повысить степень сжатия до 5,5 и увеличило мощность на
20 л.с.
В трансмиссии
использовалось двухдисковое сцепление, трехступенчатая
коробка передач с синхронизаторами 2-й и 3-й передач,
задний мост с коническими шестернями со спиральными
зубьями.
Комфортабельная езда
достигалась применением жесткой рамы с Х-образной
поперечиной в сочетании с длинными рессорами и
гидравлическими рычажными амортизаторами двухстороннего
действия.
В приводе тормозов имелся
вакуумный усилитель, наружная поверхность тормозных
барабанов была ребристой.
Кузов ЗиС-101 типа
«лимузин» был оборудован опускающейся стеклянной
перегородкой, расположенной за передним сидением. Кроме
того, он был оснащен отопителем и наружной
откидывающейся багажной решеткой. Часть машин
комплектовалась радиоприемниками.
Передние двери были
выполнены с передней навеской. Каркас кузова частично
был деревянным (из бука). Позже, на модификациях
ЗиС-101А, каркас кузова стал уже цельнометаллическим.
С переходом на новый
карбюратор МКЗ-Л2 (типа «Стромберт») была повышена
мощность двигателя. Это первый случай, когда в
отечественном автомобиле применен карбюратор с падающим
потоком.
Двигатель модификации
ЗиС-101А получил измененные фазы газораспределения,
только алюминиевые поршни и развивал мощность до 116
л.с. В результате максимальная скорость автомобиля
достигала 125 км/час.
Небольшая часть от
выпускавшихся ЗиС-101 и его модификации ЗиС-102 (фаэтон)
использовалась в качестве такси и оборудовалась
таксометрами, которые устанавливались внутри кузова у
правой стойки ветрового стекла.
Основные данные ЗиС-101:
-
количество мест – 7;
-
габариты: длина – 5 647 мм, ширина 1 892 мм, высота – 1
856 мм;
-
база – 3 605 мм;
-
масса в снаряженном состоянии – 2 550 кг;
-
двигатель 8-и цилиндровый, рабочий объем 5 7665 куб.см.,
мощность 90 л.с. при 2 800 об/мин;
-
расход топлива – 26,5 л/100 км.
-
число передач – 3;
-
размер шин 7,50 – 17;
-
максимальная скорость – 115 или 125 км/час.
Всего заводом выпущено 8 752 автомобиля ЗиС-101 и его
модификаций (ЗиС-101А и ЗиС-102
|