1991 год – черный год в
истории московского такси. С него начался развал одной
из самых высокоорганизованных и доходных отраслей,
закончившийся ее полным крахом и потерей для городского
хозяйства 23 автономных производственных комплексов,
равных которым не было ни в одной столице мира.
Нагрянула тотальная
приватизация, и ее идеологи - «величайшие экономисты
всех времен и народов» г.г. Попов и Котова «подстригли»
такси «под одну гребенку» с парикмахерскими.
Руководству «Мосавтолегтранса»
в приказном порядке было предписано обеспечить подачу
заявок на приватизацию всеми автопредприятиями без
исключения. Никакие доводы и аргументы против
приватизации отрасли, доходность и рентабельность
которой были неоспоримы, руководством города не
воспринимались.
27 января 1992 года
вице-мэр города Лужков Ю.М. подписал распоряжение
№ 33-РВМ «О приватизации
предприятий таксомоторного транспорта г.Москвы»,
явившееся не подлежащим обжалованию «смертным
приговором» для отрасли.
Приватизация такси
планировалась в два этапа: сначала - продажа подвижного
состава в частную собственность водителям, затем -
приватизация самих имущественных комплексов.
Новоиспеченные «частные
собственники» автомобилей-такси вместе с машинами
исчезли из таксопарков, и очень скоро – с городских
улиц.
Лишившись средств
производства – подвижного состава, предприятия лишились
и средств к существованию. Для того чтобы сохранить
предприятия и поддержать работу инженерных коммуникаций,
директора таксопарков были вынуждены сдавать в аренду
производственные, гаражные и офисные площади.
Начался второй этап
приватизации – приватизация имущественных комплексов,
после которой для 90% предприятий сдача в аренду
площадей стала основным видом деятельности. Так был
сделан второй шаг к полному развалу такси.
Завершающим третьим
ударом стал Закон РФ от 02.07.05г. № 80-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О лицензировании
отдельных видов деятельности», исключивший таксомоторные
перевозки из видов деятельности, подлежащих
лицензированию. В результате «черный» извоз окончательно
задушил слабые попытки возрождения городского такси.
Прошло 15 лет и,
наверное, современному читателю любопытно, что же
осталось от некогда мощного «Мосавтолегтранса»,
насчитывающего 25 предприятий и более 52 тысяч
работающих?
Печальные итоги не займут
много места. Все 25 предприятий можно разделить на три
группы: продолжающие работать как автотранспортные
предприятия; сохранившие перевозки в объеме 50% и менее
от видов деятельности; перепрофилированные. Итак:
-только два
автопредприятия фактически являются таковыми на сегодня
– 20-й таксомоторный парк (ЗАО «Таксомоторный парк №
20») и 1-й автокомбинат (ОАО «Автокомбинат № 1»);
продолжают работать как
транспортные предприятия
-в общем объеме доходов
десяти автопредприятий доходы от перевозок имеются, но
составляют менее 50%. Это 6-й, 7-й, 10-й, 12-й, 15-й,
17-й, 19-й, 21-й таксомоторные парки, 3-й и 5-й
автокомбинаты;
-остальные 13 предприятий
полностью перепрофилированы.
Нечего и
говорить о том, что город полностью утратил контроль над
деятельностью всех 25 предприятий, хотя в каждом из них
имеется городская доля, составляющая от 1,5 до 66,7%
уставного капитала.
В 1924 году
становление и развитие московского такси начиналось с
нулевой отметки. Горько, что через 80 лет круг замкнулся
и мы опять у той же черты…
Клюев В.В.
|