Первые
женщины-автомобилистки появились в России вместе с
автомобилями. Не смотря на то, что их было очень мало,
они активно участвовали в зарождающейся автомобильной
жизни страны.
Начало
массового выпуска автомобилей в СССР в 30-х годах,
агитация и призывы, звучащие в средствах массовой
информации, подтолкнули представительниц прекрасного
пола на более решительное освоение еще одной мужской
профессии – профессии шофера.
Вполне
закономерно, что женщины стали осваивать и премудрости
таксистской работы. Известно имя одной из первых
российский таксисток.
В Москве первой
женщиной – водителем такси стала Татьяна Тихонова,
впоследствии работница 1-го таксомоторного парка. Ей
было доверено участие в знаменитом Каракумском
испытательном автопробеге в 1933 году. Маршрут длиной в
9 400 км Татьяна Тихонова прошла на своем автомобиле без
каких-либо серьезных поломок, не посрамив чести водителя
столичного такси.
В годы Великой
Отечественной войны женщинам пришлось заменить за рулем
московского такси ушедших на фронт мужчин.
Одной из многих
была Мария Ишутина, шофер такси из того же 1-го
таксомоторного парка, продолжившая там работать и в
послевоенное время.
Известны случаи
создания в московских таксопарках женских бригад
водителей такси.
Так в 15-м
таксомоторном парке бригадой из 20 женщин-водителей
руководила Людмила Николаевна Александрова. Сохранились
имена некоторых членов этой бригады: Варвара Цаплина,
фронтовичка, лихой шофер, Мария Соболевская, тоже
фронтовичка, разведчица, Евдокия Соловьева и Мария
Пономарева – все профессиональные водители и отличные
таксистки.
В подтверждение
своего высокого шоферского мастерства в 1974 году на
традиционных соревнованиях московских женщин-водителей,
посвященных празднику 8 марта, бригада Александровой
заняла командное первое место, а сама Людмила Николаевна
стала победителем в личном зачете.
Женщины-таксистки трудились не просто на равных с
мужчинами, но зачастую и лучше их. За добросовестную и
безаварийную работу многие из них отмечены
правительственными наградами.
Нельзя особо не
отметить Галину Ивановну Шубину, водителя 2-го
таксомоторного парка, которой было присвоено звание
Героя Социалистического Труда.
Труд женщин
находил применение во всех структурных подразделениях
таксомоторных предприятий, начиная от вспомогательных
работ до директора таксопарка в целом, и на всех
участках они успешно справлялись с порученным делом.
Евгения Ивановна
Тележкина, легендарная «мама Женя», руководила 15-м
таксомоторным парком с 1966 по 1987 год.
В 16-м
таксомоторном парке работала директором Ирина Васильевна
Путь.
Сейчас можно
много спорить и говорить о том, нужно ли женщинам
становиться в один ряд с мужчинами в нелегком
таксистском труде. Но несомненно только одно – вклад
женщин в общее дело становления и развития таксомоторной
отрасли в советской Москве вполне очевиден и переоценить
его невозможно.
На нашем сайте,
к сожалению, сейчас мало фотографического материала о
женщинах-таксистках. Мы очень надеемся на то, что
посетители сайта, очевидцы, участники и ветераны такси
помогут пополнить этот раздел своими воспоминаниями и
материалами. Наша галерея женщин-таксисток будет
постоянно расширяться, ведь народ должен знать своих
героинь |