ДомашняяТаксистыБДСпортСтоянкиБайкиКонтакты

Музей

Таксопарки

Мосавтолегтранс

 

Таксометровое оборудование

«Таксомер», «таксимер», таксометр

         Все вышеперечисленное – различные названия одного и того же прибора, являющегося обязательным атрибутом экипировки автомобиля-такси. Но было бы ошибкой считать, что данное приспособление появилось одновременно с моторным наемным экипажем – такси.

         Есть свидетельства, что корни современного таксометра уходят в античные времена. И древние греки, и древние римляне знали и применяли прибор, при помощи которого можно было измерить расстояние. Правда, этот прибор не показывал стоимости поездки, но, пользуясь определенной таксой за единицу расстояния, можно было легко ее рассчитать. Назывался этот прибор «годометр», что в переводе означает «измеритель дорог».

         О древних годометрах в Европе вспомнили только в девятнадцатом столетии, когда возникла массовая потребность контролировать работу наемных экипажей с извозчиком. Новый прибор – потомок годометра унаследовал от своего античного предка привод от колеса, но уже мог измерить не только общий пробег экипажа, но и путь, пройденный с пассажиром, подсчитывая при этом стоимость поездки.

         Этот прибор позволял контролировать собранную извозчиком выручку, тем самым исключая случаи утайки кучером ее части от хозяина экипажа.

Таксометр стал необходимостью.

         В отличии от Европы, в России таксометры на извозчичьих экипажах приживались с трудом. Только в 1898 году появился первый отечественный таксометр системы Г.Л. Каннского. Данный прибор измерял все параметры работы экипажа, включая время поездки.

         Не прижившись на извозчичьих пролетках, фиакрах и кэбах, таксометр благополучно перекочевал на автомобили-такси. В начале ХХ века счетчики-таксометры были самых разнообразных видов, типов, конструкций и принципов действия. Существовали механические, электрические и даже пневматические счетчики. Неизменным оставался привод от колеса, но теперь уже автомобильного.

         С привычным для нас местоположением таксометра в салоне автомобиля определились не сразу. В начале таксометр старались установить там, где легче было приводить прибор в действие, что не всегда было удобно водителю, и уж совсем неприемлемо для пассажира.

         Журнал «Автомобилист» по этому поводу писал: «Московские автомобильный счетчики умышленно устанавливаются на машинах так, что пассажир не может видеть их. Одни счетчики расположены где-то между колесами машины и, когда вы кончаете поездку, то шофер лезет под автомобиль, зажигает спичку, куда-то долго всматривается и, наконец, безапелляционно заявляет, сколько следует платить. Другие счетчики стоят в ногах у шофера, третьи – около руля. Но все они неизменно своим циферблатом обращены в противоположную от пассажира сторону».

         Только с течением большого отрезка времени таксометр нашел свое законное и привычное для нас место в салоне таксомотора. С момента появления и до наших дней конструкция таксометра постоянно совершенствовалась. Уменьшались габариты прибора, его вес, менялся внешний облик. Большое внимание уделялось мерам, позволяющим исключить несанкционированный доступ к регистрирующим механизмам. Но, увы, удавалось это далеко не всегда.

         В советское время на таксометрах марки «Волга» в девяти местах пломбировались точки возможного проникновения в таксометровое оборудование. Но ловкие руки и неуемная «творческая» энергия криминального характера, не дающая покоя некоторым непорядочным таксистам, находили способы обойти все меры защиты таксометра и при помощи всевозможных манипуляций, приспособлений, и даже вносимых конструктивных изменений заставляли прибор работать в свою пользу. В этих случаях предприятия и пассажиры несли убытки.

Описывать всяческие хитрости и деяния недобросовестных таксистов на страницах этого сайта считаем нецелесообразным. Особо отмечаем, что абсолютное большинство таксистов были и остаются честными и добросовестными людьми, профессионально выполняющими свою нелегкую и ответственную работу.

Иллюстрации с изображением различных таксометров, размещенные на этом сайте, наглядно демонстрируют эволюцию этих приборов. Здесь есть и таксометр системы «Бруно», который в свое время считался наилучшим, и таксометры «Арго», которые массово применялись до начала прошлого века.

Советский период существования такси представлен практически всеми таксометрами, выпускавшимися в СССР. Это Вязниковский, Владимирский, Московский, Нижегородский, Рижский, Тартуский и Челябинский таксометры – от механических до электрических.

С горечью приходится констатировать, что после развала таксомоторной отрасли в Москве и ликвидации органов контроля за работой такси применение таксометра стало необязательным, а следовательно, не нужным.

Долгожданного Московского закона о такси нет до сих пор, а в федеральном законодательстве отсутствует даже термин «такси». Иными словами такси, как вид общественного транспорта, в Москве не существует. А раз нет такси, значит, нет и таксометров.

Видите, как все просто! Снова сказочке конец.