ДомашняяТаксистыБДСпортСтоянкиБайкиКонтакты

Музей

Таксопарки

Мосавтолегтранс

 

ГАЗ-А

ГАЗ-А

В начале 30-х годов во всей нашей стране было всего несколько автошкол. В Москве, например, было две автошколы, одна из которых располагалась недалеко от моего дома на 1-й Мещанской улице. Тогда автомобилей в Москве почти не было, и стать шофером в ту пору было почетно и престижно. Я решил поступить на курсы шоферов.

         В июле 1930 года я получил водительские права, а в сентябре началась моя работа в качестве шофера в 5-м грузовом автопарке на Новорязанской улице, дом 27 (там, где теперь автобусный парк). Легковых машин в парке было три, две из которых марки «Ситроен». На маленьком двухместном «Ситроене» довелось работать мне.

         В то время шоферы получали замечательную спецодежду: кожаные куртки, кожаные краги, шлемы, меховые шубы, валенки, летние костюмы и т.д. Должен сказать, что работа шофера была трудной физически. Стартеры у большинства машин отсутствовали, и двигатели приходилось заводить ручкой, тормоза были примитивные, на тягах, гидравлики на машинах еще не было, покрышки зачастую были изношенные, а запчастей не хватало.

А какие ужасные были дороги, покрытые булыжником! Я помню Москву без единой асфальтированной улицы, кроме Петровки. Тверская, Мясницкая, Кузнецкий мост были покрыты брусчаткой. Бывало, приходил с работы с отбитой печенкой.

Тогда я был молод и остро ощущал необходимость учиться, а чтобы совмещать работу с учебой решил поступить в такси – ведь там шоферы работали через день, да и заработок был повыше, особенно с учетом «чаевых».

В октябре 1931 года я поступил на рабфак и перешел работать в 1-й таксомоторный парк. Что представляло собой московское такси 30-х годов?

Это были довольно изношенные «Рено», «Форды», «Штееры» и «Фиаты». Мне особенно хорошо запомнились «Штееры» - кузов «кабриолет», открывающийся верх, откидывающаяся «баранка»…      К 1932 году в такси остались только «Форды» и «Рено».

         Первый таксомоторный парк обосновался на Крымской набережной, 14. У нас было 250-300 «Фордов», прозванных таксистами «сороки» за двойную серо-синюю окраску, и несколько меньшее количество «Рено» -

за скошенную форму капота «окрещенных» «утюгами». Шашечки на автомобилях-такси появились, как я помню, в 1948 году.

         Оплата за проезд была потарифная – если сел один пассажир, на счетчике включался первый тариф, если более одного – включался второй, а с 12 ночи до 6 утра действовал третий тариф, независящий от числа пассажиров. У нас был план – 120-130 платных километров, а холостой пробег не должен составлять более 10 %.

         В 1934 году в Москве на пересечении Петровки и Кузнецкого моста установили первый светофор – четырехгранный фонарь с циферблатом с каждой стороны, разделенным на четыре сектора – зеленый и красный (по 140 градусов каждый) и две желтые боковинки (по 40 градусов). По циферблату двигалась одна стрелка. Если она на зеленом поле – можно ехать, если на красном – стоишь, а на желтом – внимание!

         Бензоколонок тогда не было. Мы заправляли машины из бочек, и много бензина проливалось на землю. Первая бензоколонка появилась рядом с нашим таксопарком – в Бабьегородском переулке, кажется, в 1932 или 1933 году.

         В 1934 году Горьковский завод выпустил первые советские легковые автомобили ГАЗ-А, а уже в 1935 году они поступили в наш таксопарк. Приятно вспомнить, что мне одному из первых доверили новый автомобиль.

         В начале 30-х годов в Москве, в Георгиевском переулке, появилась первая диспетчерская, принимавшая вызовы такси на дом. Диспетчерская представляла собой небольшую комнату, стол, несколько стульев, два телефона. По одному телефону диспетчер принимал вызов, а по другому звонил пассажиру и сообщал номер выехавшей к нему машины. Вызов стоил два рубля.

         Интересно, что прообраз сегодняшних «маршруток» появился еще в 1933 году. На шасси грузовых ГАЗ-АА устанавливались небольшие кузова, и эти маленькие автобусы связывали город с подмосковными поселками, например, Красную Пресню с Красной Пахрой или поселки на Щелковском шоссе с Преображенской заставой. В начале 1933 года мне самому довелось поработать несколько месяцев на таких машинах.

         Автомобиль, на котором работали мы со сменщиком, числился за 4-й колонной, начальником которой был Сергей Иванович Богомолов –хороший эксплуатационник, порядочный человек, чуткий и внимательный к молодым водителям.

         А внимания к себе водительский состав требовал большого. Машин в то время было немного, а жители города уже почувствовали удобство такси, и спрос на быстрый и недорогой вид транспорта возрастал. Появились злоупотребления и, как следствие, жалобы пассажиров.

         В 1934 году в газете «Известия» появился фельетон М.Кольцова под названием «Три дня в такси».  Переодевшись водителем и сев за руль такси, журналист собрал всю негативную информацию «изнутри» и выплеснул ее на страницы газеты. Тогда этот фельетон вызвал много шума.

         В середине декабря 1934 года в нашем таксопарке состоялось собрание по выборам депутата Моссовета. В те времена по Конституции 1924 года депутаты избирались на общих собраниях открытым голосованием. Я, как и другие работники парка, пришел на это собрание. Каково же было мое удивление, когда председатель собрания предложил избрать депутатом Моссовета от 1-го таксомоторного парка комсомольца Леонида Савоева, то есть, меня!

         Так я, двадцатидвухлетний парень из простой рабочей семьи, к тому времени водитель такси 1-го класса и студент 2-го курса вечернего отделения МАДИ, получил мандат депутата Моссовета от 1-го таксомоторного парка.

         Прошли годы. Была работа в Моссовете, затем учеба во Всесоюзной Правовой Академии, фронт, а после войны – опять учеба, уже в Военно-юридической Академии, и работа юриста.

 Прожита интересная, трудная и насыщенная жизнь, у меня двое детей и трое внуков, и я благодарен московскому такси за путевку в жизнь, полученную в 1-м таксомоторном парке.                                 Л.М.Савоев

 

.