Рассказывая о московском такси советского периода,
невозможно не вспомнить о человеке, которому легковой
автомобильный транспорт города обязан своим
становлением, развитием и процветанием – о Льве
Афанасьевиче Яковлеве. В сентябре 2006 года ему
исполнилось бы 80 лет.
Лев Афанасьевич родился 4 сентября 1926 года в Москве и
всю свою жизнь был москвичом не только по рождению, но и
по состоянию души. В 16 лет он защищал подступы к Москве
в батальоне аэродромного обслуживания под Вязьмой, а с
1943 по 1945 годы работал на военном заводе.
После Победы – учеба, работа в комсомольских и партийных
органах московских предприятий, а затем – в городском
комитете партии.
В начале 60-х годов судьба приводит Льва Афанасьевича в
Главмосавтотранс – его назначают заместителем
И.М.Гобермана, а уже в ……. году решением Исполкома
Моссовета создается Управление таксомоторного
транспорта, которое Л.А.Яковлев возглавлял в течение ….
лет, получив заслуженное признание коллег, безоговорочно
присвоивших ему почетное звание – «главный таксист
страны».
Как неоднократно говорил сам Лев Афанасьевич, его целью
было убедить, заставить всех уважать профессию водителя
такси, и это ему удалось.
Благодаря его настойчивости и упорству за сравнительно
небольшой период времени были построены и введены в
эксплуатацию 7 таксомоторных парков и 3 автокомбината
легковых автомобилей. Подвижной состав отрасли постоянно
обновлялся и наращивался, успешно создавалась
современная индустрия автосервиса. Активно работала
служба приема заказов на такси.
Почти 20 тысяч такси и легковых автомобилей работали в
те годы в городе. Ежедневно они «привозили» немалые
деньги в московский бюджет, позволяя с лихвой покрывать
убытки городского пассажирского транспорта.
Слава о московском такси распространилась не только по
Советскому Союзу, но и за его пределы – к Л.А.Яковлеву
приезжали за передовым опытом таксисты из Японии,
Канады, Англии, Франции, Италии и других стран.
Он воспитал целую плеяду учеников –
руководителей-профессионалов, впоследствии в разные
периоды возглавлявших 27 предприятий отрасли – 21
таксомоторный парк и 6 автокомбинатов легковых
автомобилей. Его ученики и сегодня с гордостью называют
себя «детьми» Л.А.Яковлева.
Вспоминая стиль руководства Л.А.Яковлева, ветераны
московского такси в один голос отмечают не только его
строгость и справедливость, но и, может быть, в первую
очередь – Человечность с большой буквы.
Лев Афанасьевич любил и умел ценить людей. Он говорил:
«В каждом человеке надо заметить, найти то хорошее, что
в нем есть». За годы руководства отраслью он лично помог
тысячам людей, и они об этом помнят. Его знали в лицо в
каждом предприятии, и стоило ему появиться в таксопарке
или автокомбинате, его тут же обступали рядовые
работники, и начинался обстоятельный и честный разговор,
зачастую переходивший в «разбор полетов» в кабинете
директора предприятия.
В тот период, который по нашему мнению не совсем
справедливо называют «расцветом бюрократии», ценились,
одобрялись и поддерживались все разумные начинания:
широкое развитие получило наставничество, движения «За
высокую культуру обслуживания» и «300 тысяч километров
без капитального ремонта», регулярно проводились
конкурсы профессионального мастерства «Где эта улица,
где этот дом». Тогда при активном участии Л.А.Яковлева
был создан и долгие годы успешно выступал хор таксистов
«Зеленый огонек». А главное, чего удалось добиться под
руководством Л.А.Яковлева, – создать собственные
традиции, сформировать трудовые династии, и на этой базе
сплотить людей в настоящие трудовые коллективы, даже не
снившиеся современным бизнесменам, фантазия которых не
идет дальше корпоративных вечеринок.
Тому, что профессия таксиста стала в те годы одной из
самых уважаемых в городе, мы обязаны Льву Афанасьевичу
Яковлеву.
К сожалению, в последующие годы судьба не дала
Мосавтолегтрансу таких талантливых руководителей. Его
преемникам хватило чуть более 10 лет, чтобы «успешно»
развалить все созданное учителем
|