Возвращение таксомоторов на улицы Москвы свершилось в
воскресный день 21 июня 1925 года - из ворот гаража во
втором Дьяковском переулке вышли на линию первые 15
автомобилей марки «Рено» с желтой полосой по кузову.
Этот день можно считать днем рождения московского такси.
К
столь важному событию Московское коммунальное хозяйство
тщательно готовилось. Было до мелочей продумано, как
наиболее эффективно использовать первые таксомоторы.
Достаточно сказать, что 9 июня 1925 года на пленуме
Московского Совета среди прочих важных вопросов
обсуждался вопрос о таксомоторах.
Изначально таксомотор предусматривался как быстрый,
недорогой, доступный каждому рабочему человеку вид
городского транспорта, достаточно комфортный для
пассажиров.
Газета
«Рабочая Москва» поместила рисунок автомашины такси со
счетчиком, представляющим собой громоздкий ящик с
окошечком, указывающим покрытое расстояние и стоимость
проезда.
Первые
дни таксомоторы работали без холостого пробега. Многие
москвичи хотели просто прокатиться на такси - новинка
явно пришлась им по вкусу.
Через
месяц журнал «Мотор» писал: «Интерес населения к
таксомоторному движению довольно значителен. У
таксомоторов почти нет простоя. Они тут же, по прибытии
на определенное место, занимаются новыми пассажирами».
Новая
отрасль городского хозяйства приносила ощутимую прибыль.
Дневная выручка таксомотора почти равнялось выручке
автобуса.
В
первые же годы работы таксомоторов были организованы
стоянки – биржи такси, где пассажиры ожидали свободную
машину. Их расположили на самых оживленных площадях:
Страстной, Свердлова, Арбатской и у Курского вокзала.
Число автомобилей такси постоянно
увеличивалось, и к 1927 году достигло 120 единиц.
Ежегодный пробег составлял более 3 млн. км., а среднее
число посадок на один таксомотор в день равнялось 21.
Общее количество обслуженных пассажиров достигло 3 млн.
человек в год. Для того времени это были «космические»
цифры, т.к. большая часть москвичей продолжала ходить
пешком.
Молодая отрасль городского
хозяйства развивалась быстро и весьма успешно. Для
иллюстрации приведем наиболее важные вехи становления
московского такси.
В 1928
г. на Гороховской улице открыли новый гараж, и к 1930
году число таксомоторов возросло до 199 машин.
Весной
1930 года закуплены еще 200 автомобилей «Форд»,
оборудованные таксометром фирмы «Арго» с освещенным
циферблатом и красным флажком с надписью «Свободен».
Автомобили разместили в гараже № 1 Отдела Коммунального
хозяйства. Затем из этого гаража перевели все
персональные машины и оставили только такси. Так возник
первый в Москве таксомоторный парк.
В эти
годы в качестве таксомоторов использовались «Рено»,
«Форд» и, в меньшем количестве, «Штейер» и «Фиат». До
конца 1934 года парк такси пополнялся иностранными
автомобилями. Развитие таксомоторного транспорта Москвы
тормозилось из-за отсутствия отечественных легковых
машин.
В 1934
году в Первом таксомоторном парке, располагавшемся в то
время в Георгиевском переулке, был организован первый
пункт приема заказов на такси. Три диспетчера принимали
заявки и направляли машины по телефонным вызовам.
Подача
такси в любой конец города стоила 2 рубля. По окончании
работы эти деньги вместе с квитанцией о выполнении
заказа сдавались в кассу парка вместе с выручкой по
показаниям таксометра.
В
первой половине 1934 года в Столярном переулке был
открыт еще один таксомоторный парк – десятый, а осенью
этого же года на Новорязанской улице ввели в
эксплуатацию последний довоенный таксопарк, получивший
порядковый номер 17.
Новая
страница истории московского такси была открыта с
началом производства на Горьковском автозаводе
отечественных автомобилей ГАЗ-А.
Бурный
рост автомобильной промышленности в СССР создал базу для
быстрого развития таксомоторного транспорта. В 1935 году
газета «Правда» писала: «Москве нужно на следующий год
худо-бедно полторы тысячи таксомоторов». С 1935 по 1940
годы количество такси в Москве увеличилось более чем в
шесть раз и достигло 3445 единиц, которые располагались
в пяти таксопарках. Их общий годовой пробег составлял
уже 76 млн.км.
В 1935
году с Московских улиц сошел последний таксомотор марки
«Рено», а в 1936 году на Панской улице за Савеловским
вокзалом был организован новый таксомоторный парк, в
который стали поступать легковые автомобили ЗиС-101
(синие, голубые, желтые). Так в Москве появился
таксомоторный парк, названный 13-м.
Тогда
же на Вольной улице открылся 4-й таксопарк.
1
декабря того же 1936 года вступил в строй
специализированный четырехэтажный гараж в Графском
переулке, который вначале именовался 3-м, а затем стал
1-м таксопарком.
Пусть Вас не смущает нумерация,
поскольку такси были не только легковые, но и так
называемые товаро-пассажирские, и при создании парков им
зачастую присваивались последовательные номера,
независимо от вида подвижного состава. Фактически перед
Великой Отечественной войной в Москве было всего пять
парков легковых таксомоторов.
Для
улучшения обслуживания москвичей и гостей столицы в 1938
году были открыты маршруты легкового такси Зис-101,
связывающие московские вокзалы, аэропорты и основные
магистрали с наибольшими пассажиропотоками, а также два
междугородных маршрута: «Москва-Ногинск» и
«Москва-Бронницы».
Интересен для истории такси и 1939 год - среди
московских таксистов развернулось движение «За 100 тысяч
километров пробега без капитального ремонта» на
автомашинах М-1 (Эмка), которые с конца 30-х годов стали
пополнять подвижной состав московского такси.
В годы
Великой Отечественной войны таксомоторные парки были
закрыты, а машины мобилизованы для нужд фронта. В Москве
осталось 30-40 таксомоторов 3-го парка для обслуживания
различных учреждений по нарядам.
Большая партия автомобилей Зис-101 была поставлена на
консервацию, т.к. по мнению специалистов эти машины не
годились для фронтовых дорог в связи с плохой
проходимостью.
После
долгожданной Великой Победы жизнь постепенно становилась
на мирные рельсы. Восстанавливалось разрушенное войной
городское хозяйство, и вопросы обеспечения москвичей и
гостей столицы транспортом вновь становились
актуальными.
Уже в
1945 году началось восстановление московского такси на
базе 3-го парка. Снятые с консервации ЗиС-101 выехали на
маршруты: по Садовому и Бульварному кольцу и от Рижского
вокзала до площади Свердлова. «Эмки» М-1 работали «по
лимиту» - обслуживали ответственных работников, деятелей
науки и искусства. Встал вопрос о восстановлении
таксомоторного движения в полном объеме.
Подвижной состав такси постепенно менялся. В 1946 году
на смену “Эмкам” и ЗИС-101 начали поступать автомобили
М-20 “Победа”. В 1947 году 1-й таксомоторный парк
получил 30 автомобилей ЗИС-110.
4
сентября 1947 года под Краснохолмским мостом открылся
второй по счету послевоенный парк, укомплектованный
автомобилями М-20 «Победа», - 5-й таксмомоторный.
Для
того, чтобы выделить таксомоторы среди других
автомобилей в 1948 году руководство Моссовета приняло
решение об их единой раскраске – светлый верх, серый
низ, серый шашечный пояс по бортам кузова и
опознавательный световой сигнал «свободен» зеленого
цвета. Первые такси с зеленым огоньком вышли из ворот
5-го таксопарка.
В 1949
и 1950 годах в Москве открылись два новых таксопарка:
6-й (по соседству с 5-м под Краснохолмским мостом) и 7-й
(на Красной Пресне). Новые парки были укомплектованы
М-20 «Победа».
Тогда
же было организовано прямое автомобильное сообщение по
междугородным маршрутам «Москва-Симфереполь»,
«Москва-Владимир» и «Москва-Рязань» и экскурсионноый
маршрут «площадь Свердлова - Ленинские горы».
Замена
автомобилей старых марок новыми комфортабельными
машинами М-20 «Победа» и ЗиС 110 была завершнена. К 1951
году в Москве работало пять специализированных
таксомоторных парков, подвижной состав которых достиг
довоенного уровня – более 3-х тысяч автомобилей.
В 1952
году в 1-м таксопарке организована спецавтоколонна из 30
новых машин для обслуживания съездов КПСС, сессий
Верховного Совета СССР и различных форумов.
Важным
для истории такси был и 1956 год:
-в
районе Южного порта открылся еще один – 2-й
таксомоторный парк;
-8-й
таксопарк перевиден с Ольховки на Авиамоторную улицу, а
в конце года сюда начачи поступать «Москвичи»,
пополнившие подвижной состав, ранее состоявший только из
автомобилей «Победа»;
-в
этом же году в 1-й таксопарк поступили 300 автомобилей
ГАЗ-12. ЗиМы заменили ЗиС-110 на Внуковском маршруте, а
так же работали и в городе.
В 1958
году под Новоарбатским мостом открылся седьмой по счету
и четвертый по названию таксопарк. Тогда же был снят с
эксплуатации в такси последний ЗиС-110 и стали поступать
первые машины ГАЗ-21 «Волга», выкрашенные в черный цвет.
Очередной парк в Первом Академическом проезде вступил в
строй в 1960 году, он стал именоваться 3-м. Он был
оснащен самым современным для того времени оборудованием
и располагал лучшими теплыми стоянками для автомашин.
Кроме
того, 1960 был ознаменован снижением тарифа за проезд в
такси и введенинем платы за посадку.
9-й
таксомоторный парк открылся в 1961 году под новым
Автозаводским мостом.
Богатым событиями в жизни такси стал 1962 год:
–
москвичи простились с последними таксомоторами М-20
«Победа», парк столичного такси полностью укомплектован
автомобилями одной марки - ГАЗ-21 «Волга»;
-в
Москве открыты еще два таксомоторных парка: 10-й и 13-й;
-на
улицах города появились новые маршрутные такси –
двенадцатиместные микроавтобусы РАФ-977 «Латвия».
1963
г. – неподалеку от Савеловского вокзала в Бумажном
переулке открыт новый 15-й таксомоторный парк.
В июле
1964 года открылся 18-й таксопарк. Первое время он
располагался на двух площадках: Сибирском проезде и на
Люсиновской улице, на месте баз проката автомобилей. В
последствии парк переехал во вновь отстроенный гараж –
стоянку в Нагатино.
В
августе того же года был начат эксперимент по
организации ночных маршрутных такси от центра на окраины
города. Тогда же в порядке эксперимента было выпущено на
линию небольшое количество таксомоторов «Москвич-408».
Подвижной состав московского такси превысил 10 000
автомобилей. Одновременно с увеличением количества
таксомоторов на улицах города развивалась и сеть
городских стоянок такси, количество которых многократно
возросло.
В 1965
году таксомоторное хозяйство города пополнилось еще
одним парком под номером 12. Пересмотрена в сторону
увеличения заработная плата водителей такси - с 1 марта
таксисты переведены на прямую сдельную систему оплаты
труда, что позволило сократить отток старых кадров из
таксопарков.
В
свете решений сентябрьского (1965г.) Пленума ЦК КПСС с 1
декабря два таксомоторных парка – 1-й и 4-й – перешли на
новую систему планирования своей работы – хозрасчет.
Эксперимент начался.
В
марте 1966 года в Ермаковой роще вместо базы проката
автомобилей был организован 14-й таксомоторный парк, где
кроме легковых стали концентрироваться и маршрутные
такси.
Тогда
же начались серьезные изменения в организации работы
таксопарков: введение единого месячного путевого листа и
«кошелькового» способа сдачи выручки.
В
апреле 1968 года открыт новый 16-й таксомоторный парк.
Летом
1970 года в таксомоторные парки начали поступать такси
новой модели - «Волга» ГАЗ-24-01. Этот автомобиль стал
впоследствии самым массовым в системе московского такси.
Первые машины были окрашены в разные цвета, а с 1971
года Горьковский автозавод внедрил светло-салатовую и
лимонно-жёлтую окраску. Этот цвет на долгие годы стал
цветом такси.
Осенью
начался очередной эксперимент по использованию в
качестве такси новой модели «Москвич-412». Результат
эксперимента показал, что новая модель «Москвича», как и
предыдущие, не выдерживает эксплуатации в режиме такси.
К
концу 1970 года в столице работали уже 17 таксомоторных
парков, пять диспетчерских по приему заказов на такси,
значительно увеличилось количество радиофицированных
машин, принимающих заказы на такси прямо с линии. Общее
число таксомоторов составило 14 200 единиц.
В мае
1972 года в городе появился таксопарк под номером 19,
располагавшийся вначале в двух частях города: на
Люсиновской и Ташкентской улицах. На первой организовали
ремонтную зону, а на второй на открытой площадке
располагались машины. Введение нового гаража- стоянки
состоялось летом 1973 года.
1973
год – вблизи платформы «Трикотажная» открылся 17-й
таксомоторный парк.
В
соответствии с планом развития таксомоторного хозяйства
Москвы в 1975 году в микрорайоне Медведково введен в
эксплуатацию 20-й таксопарк.
1975
год – юбилейный год для московского такси. К этому
моменту подвижной состав такси достиг 16 000 легковых и
390 маршрутных такси. Ежедневный объем перевозок
легковыми такси составил более 600 000 тысяч пассажиров.
Маршрутки РАФ 977ДМ курсировали на 40 линиях.
К
услугам министерств, ведомств, учреждений и делегаций
предлагалось 5 500 легковых автомобилей и
микроавтобусов.
Бюро
заказов и четыре его филиала обеспечивали круглосуточный
прием заявок на такси, общее число которых достигало 2
000 000 в год. Была организована прямая телефонная связь
между крупными стоянками такси и бюро заказов.
Внедрение автоматизированной системы диспетчерского
управления легковым таксомоторным транспортом (АСДУ-ТТ)
обеспечивало автоматизированный отбор и вывод диспетчеру
информации о распределении машин по стоянкам и
двухстороннюю телефонную связь водителя с диспетчером.
В 1975
году легковой таксомоторный транспорт Москвы имел в
своем составе: 20 таксомоторных парков, 5
автокомбинатов, Службу движения, Дирекцию строящихся
предприятий и НИИС по труду.
Таксомоторные парки и автокомбинаты представляли собой
полностью автономные производственные комплексы,
состоящие из гаражей-стоянок для хранения автомобилей,
производственных зон и участков с современным по тем
меркам гаражным оборудованием, а также
административно-бытовых помещений.
Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
производился на поточных линиях и участках,
оборудованных конвейерами, кран балками, тельферами и
подъёмниками. Широко внедрялись средства диагностики
технического состояния автомобилей.
Концентрация транспорта в крупных хозяйствах, оснащение
их современными средствами механизации, технической
диагностики, другим гаражным оборудованием позволили
существенно улучшить условия труда рабочих и повысить
уровень его организации.
До
1980 года намечалось открыть ещё три таксомоторных
парка. Имелась и более долговременная (до 1990 года)
программа развития таксомоторного транспорта,
предусматривающая создание еще 16 таксомоторных парков
общей вместимостью 10-11 тысяч автомашин в районах
массового жилищного строительства. Автомобильный парк
планировалось увеличить до 25 тысяч единиц.
В 1978
году открыт 21-й таксомоторный парк, который первым и
единственным из всех автохозяйств «Мосавтолегтранса»
стал в 1989 году арендным предприятием.
Олимпийские игры 1980 года потребовали напряженной
работы всего городского хозяйства Москвы. Таксисты с
честью выполнили поставленную перед ними почетную задачу
транспортного обслуживания участников и гостей
Олимпиады.
В
каждом парке были созданы олимпийские колонны, тщательно
отобраны лучшие водители, механики, диспетчеры. Все они
прослушали специальные курсы повышения профессионального
мастерства и закончили ускоренные курсы иностранных
языков. За отличную работу многие работники были
отмечены почетными дипломами и правительственными
наградами.
Таксомоторный транспорт Москвы развивался успешно и
динамично, что требовало подготовки кадров, и в
частности водительских, специально для такси, с учетом
специфики работы и необходимости отличного знания
географии города. В 1988 году в новом районе Марьино
вводится в эксплуатацию новое здание, в котором
разместился Учебно-курсовой комбинат. Ежегодно комбинат
выпускал 3 000 подготовленных водителей такси.
Таксомоторный транспорт столицы являлся одним из важных
звеньев сферы обслуживания населения. Руководством
отрасли уделялось серьезное внимание повышению культуры
обслуживания пассажиров, тысячи водителей участвовали в
соревновании под девизом: «Обслуживать по-столичному -
значит обслуживать образцово».
Роль
такси в комплексном развитии пассажирского транспорта
Москвы постоянно росла, доля его перевозок становилась
все более значительной. К началу девяностых годов,
отрасль представляла собой легко управляемую, четко
отлаженную систему перевозки пассажиров.
В
Москве успешно работали 21 таксомоторный парк и 6
автокомбинатов, объединявших 50 тысяч сотрудников. С
финансовой точки зрения отрасль всегда была
высокорентабельной и эффективной, приносившей стабильные
доходы в бюджет города – около 500 миллионов рублей в
год (стоимость 1 доллара США оценивалась тогда в 60
копеек).
Период
интенсивного развития и становления таксомоторной
отрасли подходил к концу. На горизонте обозначилась
тотальная «прихватизация», коснувшаяся сначала
парикмахерских и булочных, а к 1991 году вплотную
приблизившаяся к такси. На этом «советский» период
истории такси закончился.
|